позитивная психотерапия России
Этический кодекс
документ, описывающий основные этические принципы метода
Английская версия этого документа является оригинальным и юридически обязательным текстом. Для любых юридических или официальных ссылок следует обращаться исключительно к англоязычной версии. Этот перевод предоставлен исключительно для общего понимания и не является официальным документом.

PDF-версия

ВВЕДЕНИЕ

в этические принципы и этические рекомендации

Этические принципы и рекомендации Всемирной ассоциации позитивной и транскультурной психотерапии (WAPP) служат основой для обеспечения ответственного, профессионального и сострадательного подхода в области психического здоровья.

Основное внимание в этом документе уделяется транскультуральной компетентности, что требует от специалистов уважения к культуральным особенностям клиентов и постоянного обучения различным культуральным перспективам.

Придерживаясь данных принципов, специалисты позитивной психотерапии обязуются поддерживать высочайшие стандарты честности, профессионализма и компетентности. Эти рекомендации защищают права клиентов, способствуют развитию доверия и ответственности в профессиональных отношениях, гарантируя, что практика позитивной и транскультуральной психотерапии остается этичной, эффективной и наилучшим образом соответствует интересам клиентов и пациентов.

Исполнительный совет WAPP выражает благодарность членам Этической консультативной группы за подготовку данного проекта в течение более года. Эти рекомендации были приняты Исполнительным советом WAPP 14 октября 2024 года и будут представлены на голосование на внеочередном общем собрании всех членов WAPP в начале 2025 года.

© Всемирная ассоциация позитивной и транскультурной психотерапии (WAPP).
www.positum.org


Метод позитивной и транскультуральной психотерапии относится к гуманистическим, транскультуральным и психодинамическим психотерапевтическим методам.
Этот метод, ориентированный на конфликты и возможности, был создан профессором Носсратом Пезешкианом в 1968 году в Германии.
В его основе лежат обширные кросс-культурные исследования, проведенные в более чем 20 различных культурах мира.

Содержание Этического кодекса
1.1 Пределы компетенции
1.2 Информированное согласие
1.3 Записи и документация
1.4 Конфиденциальность
1.5 В экстренных случаях и при суицидальных угрозах
1.6. Профессиональное страхование
2.1 Использование оценочных техник
2.2 Ответственность при использовании тестов
2.3 Отчетность о результатах оценки
2.4 Актуальность результатов оценки
2.5 Предотвращение неправильного использования оценочных техник
3.1 Установление и поддержание границ в терапевтических отношениях
3.2 Условия для изменения границ в терапевтических отношениях
3.3 Эксплуатация клиента - границы в отношениях с клиентами
3.4 Множественные отношения
3.5 Запрещенные типы отношений с клиентом
3.6 Оплата за терапию
3.7 Завершение терапии
4.1 Границы компетенции с коллегами
4.2 Параллельная работа с другим специалистом в области психического здоровья
4.3 Ответственность за специалистов, вовлеченных в терапию
4.4 Эксплуатация отношений с коллегами
4.5 Консультирование коллег
4.6 Сообщение о нарушениях этики
4.7 Профилактика буллинга
5.1 Электронное консультирование (психотерапия онлайн)
5.2 Эффективность услуг
5.3 Признание ограничений
5.4 Информирование о доступных приложениях
5.5 Информированное согласие при онлайн-консультировании
5.6 Идентификация клиентов в виртуальном пространстве
5.7 Права клиентов
5.8 Электронные ссылки
6.1 Поведение в социальных сетях
6.2 «Друзья» в социальных сетях
6.3 Профессиональная ответственность за публичные заявления
6.4 Продвижение личного мнения
6.5. Использование образа профессионала ППТ как специалиста в рекламе других товаров и услуг
6.6 Использование места работы для поиска клиентов
6.7 Этичная реклама своих услуг
6.8 Ограничения на продвижение услуг
6.9 Использование обратной связи с клиентами
7.1 Репутация и доверие
7.2 Соблюдение законов и стандартов
7.3 Знакомство с руководством WAPP
7.4 Отношение к неэтичным практикам
7.5 Сотрудничество в расследованиях
7.6 Соблюдение членства
7.7 Участие в собраниях
8.1 Ответственность Практикующих ППТ
8.2 Конфиденциальность данных студентов ППТ
8.3 Границы отношений со студентами
8.4 Оценка профессиональной пригодности участников образовательного процесса
8.5 Роль и ответственность организаторов обучения (стандарты обучения)
8.6 Ответственность за профессию
9.1 Компетентность супервизора (обучение, сертификация)
9.2 Конфиденциальность
9.3 Благополучие клиента
9.4 Супервизионные отношения
9.5 Информированное согласие на супервизию
9.6 Оценка профессиональной пригодности супервизируемого
9.7 Обязанности и права супервизируемых
9.8 Ответственность за профессию
10.1 Ответственность исследователя ППТ перед респондентами
10.2 Информированное согласие при публикации и проведении исследований
10.3 Конфиденциальность данных респондента
10.4 Участие студентов и коллег в исследованиях
10.5 Участие клиентов в исследованиях
10.6 Обязательства перед респондентами после завершения сбора данных
10.7 Сообщение о результатах исследования
10.8 Публикации в научных журналах и других изданиях
10.9 Плагиат и самоплагиат
10.10 Оценка вклада исследователя ППТ в ходе совместной работы
10.11 Взаимодействие с другими исследователями
10.12 Использование ИИ в научных исследованиях
11.1 Полномочия Этического комитета WAPP
11.2 Избрание Этического комитета WAPP
11.3 Официальное разрешение ситуации
11.4 Обработка жалоб: от подачи до разрешения
Принципы ППТ
Преамбула
Эти этические рекомендации обязательны для индивидуальных и институциональных членов WAPP.

Они применимы к психотерапевтам, консультантам, тренерам, обучающимся, супервизорам, организаторам обучения и специалистам, работающим в рамках позитивной психотерапии. Для удобства в этом документе они будут именоваться «Практикующие ППТ».

Если национальные законы страны проживания или практики противоречат данным рекомендациям, национальные нормы имеют приоритет. Однако по возможности каждый член WAPP должен придерживаться этих рекомендаций.

Эти рекомендации содействуют формированию универсальных профессиональных этических стандартов, развитию этического самосознания и повышению уровня этической компетентности Практикующих ППТ. Специалисты обязуются избегать дискриминации по признаку возраста, заболевания или инвалидности, убеждений, этнического происхождения, пола, гендерной идентичности, национальности, политической принадлежности, расы, сексуальной ориентации, социального положения или иных факторов.

WAPP представляет членов со всего мира и рекомендует национальным организациям и центрам основывать свои кодексы этики на рекомендациях WAPP с учётом местных норм и законов.

В данном документе термин «клиенты» включает «пациентов», если это применимо согласно национальным нормам страны проживания Практикующих ППТ.
1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД КЛИЕНТАМИ
В данном разделе обсуждаются важность понимания границ компетенции Практикующих ППТ, соблюдения правил направления клиентов к коллегам, использование информированного согласия в терапии, правила ведения записей и документации, а также необходимость соблюдения границ конфиденциальности.
1.1. Пределы компетенций
Практикующие ППТ обязаны работать в рамках своей компетенции, предоставляя услуги, для которых они имеют достаточную квалификацию, подготовку, лицензию (либо другой документ, предусмотренный национальным законодательством) и профессиональный опыт.

1.1.1 Развитие компетенции
Практикующие ППТ постоянно развивают свою профессиональную квалификацию, изучая современные подходы в психотерапии и исследуя эффективность психотерапевтических методов. В соответствии с рекомендациями WAPP, они обязаны участвовать в мероприятиях по непрерывному профессиональному развитию. (См. СPD руководство)

1.1.2 Осознание профессиональных ограничений
Если профессиональные знания и навыки Практикующего ППТ недостаточны, ему рекомендуется пройти необходимое дополнительное обучение или обратиться за помощью к более опытным коллегам, в частности через супервизию. Также следует соблюдать рекомендации супервизоров, касающиеся ограничений профессиональных компетенций Практикующего ППТ.

1.1.3 Забота о себе как о профессионале
Практикующим ППТ рекомендовано поддерживать здоровый баланс между работой и другими аспектами их жизни. Им важно отслеживать признаки эмоционального, психического или физического истощения и динамику собственного психического состояния (расстройств), а также признаки выгорания. При ухудшении состояния им необходимо обратиться за профессиональной помощью, ограничить количество клиентов или временно приостановить практику до восстановления. Специалистам важно быть внимательными к коллегам и давать бережную обратную связь в случае замечаемых признаков истощения, выгорания и ментальных расстройств. С другой стороны, Практикующим ППТ важно быть внимательными к такой обратной связи от коллег, относительно их собственного состояния, если это может негативно сказаться на качестве их работы.

1.1.4 Транскультуральная компетентность
Практикующие ППТ постоянно повышают свой уровень транскультуральной чувствительности, обращая внимание на то, как культуральные ценности всех участников психотерапевтического процесса влияют на отношение к здоровью, расстройствам и терапевтические отношения.
Транскультуральная компетентность является одной из центральных ценностей позитивной психотерапии, поэтому Практикующие ППТ избегают любых форм дискриминации по признаку расы, этнического происхождения или группы, гендера и сексуальной идентичности, возраста, пола, профессии, уровня образования, социально-экономического положения, физических возможностей, психологического статуса, культурных и политических убеждений, религии, иммиграционного статуса или принадлежности клиента к группам меньшинств.

1.1.5 Направление клиентов
В случаях, когда знаний и опыта Практикующего ППТ недостаточно для работы с клиентом, он должны направить клиента к более опытному коллеге. Если существует вероятность того, что проблемы Практикующего ППТ не позволят ему в полной мере выполнять свои профессиональные обязанности, ему рекомендовано сначала обратиться за помощью к супервизору или принять участие в интервизии, чтобы определить, следует ли ограничить, приостановить или прекратить работу. Направление должно сопровождаться объяснением клиенту и предоставлением нескольких специалистов на выбор. В некоторых случаях, когда личные ценности Практикующего ППТ и клиента не совпадают, ему рекомендуется не перенаправлять клиента немедленно, а признать это как ограничение и обратиться за супервизией или пройти дальнейшее обучение в соответствующей области. Столкновение с собственными ограничениями часто предоставляет возможность профессионального развития и расширения профессиональных компетенций.
1.2. Информированное согласие
Практикующие ППТ должны получать информированное согласие от своих клиентов в начале психологического консультирования, психотерапии, супервизии, обучения и исследований и объяснять его содержание. Информированное соглашение должно включать описание предоставляемых услуг, а также прав и обязанностей сторон. Обязательной частью информированного согласия является заявление о границах конфиденциальности (см. раздел 1.4). В случае работы в режиме онлайн/по телефону Практикующие ППТ обязаны в меру своих возможностей информировать клиента обо всех возможных ограничениях и рисках, связанных с таким форматом работы (информированное согласие).

1.2.1 Работа с клиентами, которые не могут дать информированное согласие (например, при неспособности к обучению, тяжелых психических заболеваниях и т.д.)
Когда практикующие ППТ работают с людьми, которые не могут дать информированное согласие, это согласие дается с помощью доверенного лица клиента.

1.2.2 Информированное согласие в работе с детьми и подростками
Если Практикующие ППТ работают с несовершеннолетними, согласие подписывается родителями или опекунами (в соответствии с национальным законодательством). В то же время Практикующие ППТ должны получить устное согласие несовершеннолетнего. На первой встрече с семьей Практикующие ППТ также обсуждают пределы конфиденциальности в работе с несовершеннолетним и вместе решают, что можно рассказать родителям или опекунам.
Практикующие ППТ обязаны проверять возраст согласия на терапию без разрешения родителей в соответствии с действующим национальным законодательством до начала оказания услуг. Соблюдение этих правовых норм является обязательным для того, чтобы терапия проводилась в рамках правового поля.
1.3. Записи и документация
Настоятельно рекомендуется, чтобы Практикующие ППТ документировали каждую сессию, вели записи работы с клиентом и принимали меры по защите информации о клиенте во время и после окончания профессиональных отношений. Записи должны храниться не менее 5 лет после окончания терапии/лечения. Пожалуйста, ознакомьтесь с национальным законодательством в отношении хранения записей, поскольку в некоторых странах требуется хранить записи 10 лет. Записи могут вестись в письменном или электронном виде. Практикующие ППТ несут ответственность за сохранность информации о клиенте даже в случае наступления недееспособности Практикующего ППТ (имейте план как поступать с конфиденциальной документацией в этом случае).

1.3.1 Предоставление информации клиенту
Клиент имеет право получать всю информацию о терапевтическом процессе, обучении и исследованиях в письменном виде. Клиент имеет право на получение копии своей психотерапевтической документации (истории болезни). Практикующие ППТ следят за тем, чтобы эта информация была представлена клиенту таким образом, чтобы не нанести ему вреда.

1.3.2 Передача информации третьим лицам
Практикующие ППТ должны получить разрешение клиента на передачу информации о нем третьим лицам (медицинским работникам, полиции, судьям, страховым компаниям, адвокатам, родителям, членам семьи, другим специалистам, вовлеченным в кейс, и т. д.). Практикующие ППТ должны изучить и соблюдать особые правовые требования каждой страны, понимая, что законы в разных юрисдикциях могут различаться. Соблюдение местных правовых норм является обязательным.
1.4. Конфиденциальность
Конфиденциальность - одна из основ терапевтических, супервизионных, обучающих и исследовательских отношений. Практикующие ППТ обязаны указать в информированном согласии границы конфиденциальности и условия, при которых они могут быть нарушены:
  • ситуации угрозы жизни и здоровью клиента или жизни и здоровью других людей;
  • эмоциональное, физическое, экономическое насилие над детьми, недееспособными и другими категориями людей, находящихся в зависимом положении;
  • необходимость давать показания в суде в соответствии с действующим законодательством своей страны и другие случаи, характерные для национального законодательства.
Практикующие ППТ не должны раскрывать конфиденциальную личную информацию о своих клиентах в своих научных работах, лекциях, средствах массовой информации, социальных сетях или при консультациях с коллегами, если это может привести к идентификации клиента. Перед использованием информации о рейсе должна быть проведена процедура анонимизации.

Анонимизация - это изменение личных данных таким образом, что эти данные больше не могут быть отнесены к конкретному или идентифицируемому физическому лицу или могут быть отнесены только с непропорционально большими затратами времени, денег и усилий.
Исключения описаны в последующих разделах.

1.4.1 Разрешение на запись
Аудио- и видеозапись во время психотерапии обычно запрещена из-за высокого риска нарушения конфиденциальности и эксплуатации клиента. В чрезвычайных обстоятельствах запись разрешается с предварительного письменного согласия клиента (например, при подготовке специалиста для супервизии, в случае, если клиент хочет записать сессию и т. д.).
Проведение аудио- и видеозаписей во время супервизии, обучения и исследований должно быть согласовано со всеми участниками работы и подтверждено подписанием формы согласия. Все участники супервизии, обучения и исследования должны знать, как и где будут использоваться записанные материалы, и в любой момент могут отозвать свое согласие. Записанные материалы должны использоваться только в целях, указанных в форме согласия.

1.4.2 Использование информации о клиентах в публикациях
Если Практикующие ППТ намерены использовать информацию о случае клиента в своей научной и журналистской работе, они должны изменить случай до неузнаваемости - имя, профессию, возраст, жизненные обстоятельства, особенности внешности, речи, состояние здоровья и т.д.
Практикующим ППТ рекомендуется спрашивать у клиента разрешение на использование его кейса (с анонимизацией). Клиенту должны быть предоставлены все возможности отказаться от использования его анонимизированного случая.

1.4.3 Информация о клиенте в суде
Если Практикующих ППТ попросят выступить в суде, на них распространяется действующее национальное законодательство о даче показаний в суде. Если возможно, следует попросить клиента освободить Практикующего ППТ от обязательств по поддержанию конфиденциальности.

1.4.4 Информация о клиенте после его смерти
Практикующие ППТ сохраняют конфиденциальность после смерти клиента, за исключением случаев, оговоренных в информированном согласии или по требованию национальных законодательных органов. Пожалуйста, ознакомьтесь с местными регуляциями.
1.5. В экстренных случаях и при суицидальных настроениях
Практикующие ППТ должны иметь список контактных данных служб экстренной помощи на случай, если им понадобится направить клиента.

Также рекомендуется иметь хотя бы один телефон людей из списка контактов клиента для связи в экстренной ситуации, например, партнера или члена семьи.

Кроме того, может быть полезно попросить клиента сообщить адрес психиатра, психиатрической больницы или службы скорой медицинской помощи общего профиля в его городе.
Это гарантирует, что в случае чрезвычайной ситуации с ними можно будет немедленно связаться.
1.6. Профессиональное страхование
Там, где это возможно, Практикующие ППТ должны иметь страховку профессиональной ответственности, которая покрывает их деятельность - как консультантов, психотерапевтов, супервизоров или тренеров.
2. ОЦЕНОЧНЫЕ ТЕХНИКИ
В процессе разработки, публикации и использования психотерапевтических или психологических оценочных техник, Практикующие ППТ прилагают все усилия для защиты интересов клиента. Они предотвращают злоупотребление результатами оценок, уважают право клиента знать результаты, интерпретации и основания для своих выводов и рекомендаций. Практикующие ППТ обеспечивают безопасность тестов и других оценочных методов в рамках правовых требований и стремятся к их надлежащему использованию другими специалистами.
2.1. Использование оценочных техник
При использовании оценочных методик Практикующие ППТ уважают право клиентов на получение полных объяснений природы и цели методик на понятном им языке, если только заранее не было оговорено исключение из этого права. Если объяснения должны быть предоставлены другими лицами, Практикующие ППТ устанавливают процедуры, обеспечивающие адекватность этих объяснений.
2.2. Ответственность при использовании тестов
Практикующие ППТ отвечают за разработку и стандартизацию психологических тестов и других методов оценки, используя установленные научные процедуры и соблюдая соответствующие международные, национальные и институциональные или организационные стандарты.
2.3. Отчетность о результатах оценки
Сообщая о результатах оценки, Практикующие ППТ указывают любые оговорки, которые существуют в отношении валидности или надежности результатов из-за обстоятельств оценки или несоответствия ее критериев испытуемому. Практикующие ППТ стремятся к тому, чтобы результаты оценок и их интерпретации не были использованы другими людьми не по назначению.
2.4. Актуальность результатов оценки
Практикующие ППТ признают, что результаты оценки могут стать неактуальными и не отражать полной картины оцениваемого. Они прилагают все усилия, чтобы избежать и предотвратить неправильное использование неактуальных показателей или неполных оценок.
2.5. Злоупотребление психологическими оценками
Практикующие ППТне поощряют и не продвигают использование психотерапевтических или психологических методов оценки лицами, не имеющими надлежащей подготовки или иной квалификации, полученной в ходе обучения или супервизии.
3. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
В этом разделе обсуждаются границы терапевтических отношений и условия их создания, поддержания и развития. Описываются запрещенные типы отношений с клиентом. Обсуждается понятие эксплуатации клиента и этические, вопросы оплаты терапии, а также ее завершения, подчеркивается необходимость развития транскультуральной компетентности.
3.1. Установление и поддержание границ в терапевтических отношениях
Практикующие ППТ несут ответственность за установление профессиональных границ и поддержание рамок терапевтических отношений с клиентами.
Профессиональные границы касаются:
  • самораскрытия,
  • продолжительности и места проведения сессий,
  • физического контакта,
  • подарков,
  • бартерных отношений,
  • взаимодействий вне консультационного кабинета,
  • случайных встреч,
  • социальных контакты,
  • контактов в социальных сетях и другие не терапевтические контакты и
  • формы множественных отношений.
Границы профессиональных отношений отражены в информированном согласии.
3.2. Условия для изменения границ в терапевтических отношениях
Границы профессиональных отношений в психологическом консультировании и психотерапии зависят от модальности психотерапии, в рамках которой работает Практикующий ППТ. В случаях, когда необходимо расширить границы профессиональных отношений, Практикующие ППТ оценивают и берут на себя ответственность за риски, возникающие в каждой конкретной ситуации.
3.3. Эксплуатация клиентов - границы в отношениях с клиентом
Практикующие ППТ терапевты избегают эксплуатации клиентов. Они осознают дисбаланс власти в отношениях с клиентами и не используют доверие или зависимость клиентов в любых сферах: бытовой, экономической, информационной, эмоциональной, сексуальной и других.
3.4. Множественные отношения
Множественные отношения возникают, когда Практикующие ППТ, имея профессиональные отношения с клиентом, также имеют другие формы отношения с этим клиентом или его ближайшим окружением. Это могут быть:
  • семейные,
  • социальные,
  • финансовые,
  • деловые (включая отношения, возникающие в процессе обучения и супервизии) или
  • близкие личные отношения.
Множественные отношения могут возникнуть, когда у терапевта и клиента опыт нетерапевтических отношений был до начала психотерапии, возник во время психотерапии и консультирования или после их завершения.
Практикующие ППТ воздерживаются от множественных отношений, чтобы не подвергать клиента риску эксплуатации и причинения вреда или негативных последствий для терапевтического процесса.

В тех случаях, когда множественных отношений избежать невозможно, Практикующие ППТ подробно объясняют клиенту их нюансы и устанавливают профессиональные границы. Если непредвиденные факторы привели к возникновению потенциально опасных множественных отношений, Практикующие ППТ предпримут разумные шаги для их разрешения с учетом интересов затронутой стороны и в соответствии с этическими рекомендациями.
3.5. Запрещенные виды отношений с клиентом
Практикующие ППТ терапевты поддерживают высокий уровень осознавания вреда, который может быть нанесен клиенту в результате сексуальных, романтических, дружеских и деловых отношений с терапевтом или консультантом.

Сексуальные, романтические, дружеские и деловые отношения с клиентом запрещены этическим кодексом, но при определенных условиях возможны не ранее чем через два года после завершения терапии. Терапевт и клиент должны быть уверены, что терапевтические отношения завершены и не повторятся в будущем.

Практикующие ППТ не прекращают терапию для того, чтобы вступить в сексуальные отношения с клиентом. Терапия с бывшими сексуальными и романтическими партнерами также запрещена.

В связи с особыми рисками и тяжестью возможного ущерба от вовлечения в множественные отношения, терапевту настоятельно рекомендуется исследовать возникновение у себя такой мотивации в рамках личной терапии и супервизии.
3.6. Оплата за терапию
Практикующие ППТ стремятся быть честными в вопросах оплаты и предоставлять клиенту полную информацию о ней заранее, желательно в письменной форме.

3.6.1 Установление стоимости услуг
Устанавливая цены на услуги, Практикующие ППТ могут решить использовать одну и ту же плату для всех клиентов или изменять стоимость для разных категорий клиентов.

3.6.2 Клиенты pro bono
Этическое право Практикующих ППТ - помогать безвозмездно или по сниженным расценкам клиентам, которые не могут оплатить терапию в полном объеме. Количество таких клиентов определяется самими Практикующим ППТ.

3.6.3 Бартерные отношения
Практикующие ППТ по умолчанию воздерживаются от бартерных отношений с клиентами, поскольку такой способ оплаты может создать конфликт интересов, эксплуатацию и искажение терапевтических отношений.

3.6.4 Неуплата за услуги Практикующего ППТ
При подписании информированного согласия Практикующие ППТ четко оговаривают порядок оплаты услуг, включая стоимость и условия оплаты за пропущенные сессии. Если клиент отказывается оплачивать услуги, терапевт имеет право прекратить терапию и перенаправить клиента. В таком случае важно уведомить клиента о последствиях неуплаты. В сложных ситуациях рекомендуется проконсультироваться с юристом.

3.6.5 Подарки
Практикующие ППТ не должны поощрять подарки, но все же могут принимать их от клиентов, если получение подарка не создает риска эксплуатации клиента или ущерба терапевтическим отношениям.

Практикующим ППТ важно понимать риски, связанные с получением подарков от клиентов. Вместе с клиентом терапевты изучают значение, которое клиент придает подарку, и его возможное влияние на терапевтические отношения. Терапевты также изучают собственную мотивацию получения подарков в супервизии и личной терапии. Не рекомендуется принимать подарки, стоимость которых превышает  20% от стоимости сессии.

В культурах, где отказ от подарка может негативно повлиять на терапевтические отношения, Практикующие ППТ используют здравое суждение и транскультуральную чувствительность, чтобы различить подарок из вежливости и подарок со скрытым намерением. Супервизия может оказаться полезной в таких случаях.
3.7. Завершение терапии
Практикующие ППТ завершают терапию совместно с клиентом, когда становится ясно, что клиент больше не нуждается в помощи или продолжение терапии может ему навредить. (например, терапевт исчерпал свои профессиональные компетенции, или клиенту требуется более специализированная помощь).

Практикующие ППТ прилагают все усилия для завершения терапии с минимальным риском для клиента, включая проведение специальной завершающей сессии.

Терапевты могут прекратить терапию, когда переживает себя небезопасно в отношениях с клиентом или чувствует угрозу со стороны людей, связанных с клиентом.
4. ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ПРОФЕССИОНАЛАМИ
Этот раздел подчеркивает, что при необходимости Практикующие ППТ сотрудничают с представителями смежных профессий, принимая во внимание компетенции и ответственность своих коллег в области психотерапии, психиатрии, психологии, медицины и других областей. Они уважают ценности и цели организаций, с которыми связаны их коллеги. Практикующие ППТ стремятся поддерживать положительные и уважительные отношения с коллегами.
4.1. Границы компетенции в отношениях с коллегами
Практикующие ППТ понимают сферу компетенции смежных профессионалов и используют профессиональные, технические и административные ресурсы, связанные с их деятельностью, если это служит интересам клиента.

Практикующие ППТ участвуют в принятии решений, связанных с клиентом и его благополучием, принимая во внимание практику других профессиональных групп и стремясь к сотрудничеству с ними.
4.2. Параллельная работа с другим специалистам в области психического здоровья
Если клиент параллельно получает психологические/ психотерапевтические услуги от другого специалиста,

Практикующие ППТ соблюдают конфиденциальность.

Практикующие ППТ обсуждают с клиентом значение нескольких параллельных терапевтических отношений, чтобы минимизировать риски и конфликты интересов в ходе терапии, и стремятся поддерживать четкие и согласованные отношения с другими вовлеченными специалистами.

Практикующие ППТ могут отказаться от клиентов, которые состоят в идентичных терапевтических отношениях.

Практикующие ППТ не подрывают отношения коллег с клиентами, делая неоправданные или необдуманные комментарии. Они комментируют работу коллег с деликатностью в духе взаимного уважения.
4.3. Ответственность за специалистов, вовлеченных в терапию
При выборе коллег для сотрудничества Практикующие ППТ руководствуются только их компетенцией, подготовкой, опытом и общими ценностями.
4.4. Использование отношений с коллегами
Практикующие ППТ не используют свои профессиональные отношения и статус с коллегами и подчиненными для достижения односторонних выгод (например, экономических, сексуальных, личных и т.д.). Они не одобряют и не участвуют в любых формах притеснений (включая вербальные, физические и сексуальные домогательства).
4.5. Консультационные услуги, предоставляемые коллегам
Рекомендуется избегать предоставления психологических услуг коллегам, если доступны альтернативы. См. пункт 3.4 «Множественные отношения».
4.6. Сообщение о нарушении этических норм
Если Практикующие ППТ узнают об этических нарушениях со стороны другого профессионала, они в первую очередь обращаются напрямую к этому профессионалу неформально и лично, чтобы указать на неприемлемое поведение максимально мягко и уважительно. Если ситуация не может быть разрешена неформально, Практикующие ППТ информируют соответствующие национальные учреждения и затем головной офис WAPP. После решения национального учреждения этический комитет WAPP принимает решение по жалобе.
4.7. Профилактика буллинга
Практикующие ППТ не участвуют в буллинге коллег, так как это противоречит ценностям профессии. Критика и замечания должны касаться действий профессионала, а не его личности, и выражаться в форме уважительной форме профессиональной дискуссии. Рекомендуется избегать публичных обсуждений, а  для разрешения конфликтных ситуаций использовать профессиональные инструменты (супервизию, интервизию, обращение в комитет по этике).
5. РАБОТА ОНЛАЙН
Этот раздел посвящен этическим рискам и ограничениям работы онлайн, включая психотерапию, обучение, супервизию, самоисследование, оценку и исследования, которые проводятся с использованием электронных средств связи (Интернет, телефон, видеоконференции).

Практикующие ППТ, работающие онлайн, обязаны развивать знания и навыки в области технических, этических и юридических аспектов такой деятельности. Они исследуют и контролируют возможности онлайн-работы и прилагают все усилия для сохранения конфиденциальности клиентов, супервизируемых, обучающихся и участников исследований.
5.1. Электронное консультирование (психотерапия онлайн)
Практикующие ППТ осознают, что электронное консультирование имеет ограничения в том, с чем они могут работать посредством электронных средств связи.

При предоставлении услуг, основанных на использовании технологий, Практикующие ППТ предпринимают разумные усилия для оценки того, способны ли клиенты интеллектуально, эмоционально, физически, лингвистически и функционально использовать приложения и соответствуют ли эти приложения потребностям клиента. Практикующие ППТ также обязаны быть в курсе законодательства страны и региона, где они работают, относительно предоставления услуг через электронные средства связи.
5.2. Эффективность услуг
Если Практикующие ППТ или клиент считают, что услуги с помощью технологий неэффективны, Практикующие ППТ рассматривают возможность предоставления услуг очно. Если Практикующие ППТ не могут предоставить услуги очно, они помогают клиенту найти подходящие услуги у других специалистов.
5.3. Признание ограничений
Практикующие ППТ информируют клиентов о присущих им ограничениях конфиденциальности при использовании технологий. Они призывают клиентов помнить о санкционированном и/или несанкционированном доступе к информации, раскрываемой с помощью этих средств в рамках услуг, предоставляемых с помощью технологий. Практикующие ППТ учитывают различия между очным и онлайн общением (объем невербальных и вербальных сигналов) и то, как они могут повлиять на работу онлайн. Практикующие ППТ обучают клиентов тому, как предотвратить и устранить возможные недоразумения, возникающие из-за отсутствия визуальных подсказок и интонаций голоса при электронном общении.
5.4. Информирование о доступных приложениях
Практикующие ППТ предоставляют клиентам информацию о доступных приложениях при оказании услуг с помощью технологий.
5.5. Информированное согласие при онлайн-консультировании
Практикующие ППТ и клиент должны прийти к согласию о проведении онлайн консультирования. Если клиент выбирает этот формат, Практикующие ППТ предоставляют по мере своих возможностей информированное согласие, включающее дополнительные пункты, специфические для этого вида работы (риски онлайн-услуг, ограничения конфиденциальности, возможность сбоя технологии, разница в часовых поясах; культуральные и/или языковые различия, которые могут повлиять на оказание услуг, возможный отказ в оплате страховыми компаниями).

Практикующий ППТ может отказаться от онлайн консультации, если считает, что необходима очная работа.
5.6. Идентификация клиентов в виртуальном пространстве
Практикующим ППТ рекомендуется принимать все законные меры для установления личности и возраста клиента, если это безопасно для него (например, через документ информированного согласия), в соответствии с национальным законодательством или настоящими рекомендациями. В случаях, когда визуальная идентификация невозможна, верификация может включать использование кодовых слов, номеров, графики или других идентификаторов.

5.6.1 В случае чрезвычайной ситуации и суицидальных рисков при работе онлайн
Практикующие ППТ обязаны иметь список контактов экстренных служб на случай, если понадобится перенаправить клиента. Также рекомендуется иметь хотя бы один экстренный контакт клиента, например, партнера или члена семьи. Кроме того, полезно попросить клиента сообщить адрес психиатра, психиатрической больницы или службы скорой медицинской помощи общего профиля в его городе. Это гарантирует, что с ними можно будет немедленно связаться в случае чрезвычайной ситуации.
5.7. Права клиентов
Практикующие ППТ, предлагающие онлайн-услуги и/или ведущие профессиональный веб-сайт, должны предоставлять электронные ссылки на соответствующие лицензионные и сертификационные профессиональные организации для защиты прав клиентов и решения этических проблем, в случае их возникновения. Рекомендуется, чтобы информация о контактных данных, образовании, сертификации, членстве, лицензиях и профессиональных связях специалистов была легко доступна клиентам, обучающимся, супервизируемым и участникам исследований (например, на сайте WAPP, личном сайте, сайте регистрационных органов).
5.8. Электронные ссылки
Практикующие ППТ регулярно проверяют, что предоставленные электронные ссылки работают и соответствуют профессиональным стандартам. Практикующие ППТ регулярно проверяют, работают ли предоставленные электронные ссылки и соответствуют ли они профессиональным требованиям.
6. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПРИСУТСТВИЕ В ИНТЕРНЕТЕ И РЕКЛАМА
В этом разделе разъясняется позиционирование и поведение практикующих ППТ в социальных сетях, СМИ и других публичных пространствах. Практикующие ППТ осознают влияние своих заявлений, сделанных с профессиональной позиции, и их возможные последствия для отдельных людей и общества, а также для репутации профессии в целом. Этот раздел разъясняет позиционирование и поведение Практикующих ППТ в социальных сетях, медиа и других публичных пространствах.
6.1. Поведение в социальных сетях
Практикующие ППТ разделяют личные и профессиональные веб-сайты и профили и осознают риски раскрытия личной информации клиенту, супервизору, участнику исследования или образовательной программы.

Практикующие ППТ исходят из того, что конфиденциальность и анонимность в Интернете не гарантированы. Это означает, что любые частные материалы, опубликованные Практикующими ППТ, могут стать достоянием общественности в любой момент.

Практикующие ППТ уважают автономию своих клиентов, супервизоруемых, обучающихся и участников исследования и не нарушают их границ. Они стараются избегать посещения профилей в социальных сетях своих клиентов, супервизоруемых, обучающихся и участников исследований.

Практикующие ППТ не разглашают конфиденциальную информацию о клиентах, супервизируемых, обучающихся или участниках исследований в средствах массовой информации.

6.1.1. Онлайн-информация о Практикующем ППТ
Рекомендуется, чтобы информация о контактных данных, образовании, сертификации, членстве, лицензии практикующих ППТ была легко доступна для клиентов, обучающихся, супервизирумых и участников исследований. (например, веб-сайт WAPP, личный веб-сайт, веб-сайт регистрирующих органов и т. д.)
6.2. "Друзья" в социальных сетях
Практикующие ППТ осознают, что клиенты, супервизируемые, обучающиеся и участники исследований могут воспринимать «дружбу» в социальных сетях как настоящую дружбу. Поэтому специалистам важно соблюдать профессиональные границы.
6.3. Профессиональная ответственность за публичные заявления
Практикующие ППТ, делающие публичные заявления о своей профессиональной деятельности, несут профессиональную ответственность за эти заявления. Практикующие ППТ не должны делать ложных заявлений о своей практике, исследованиях, компетентности, ученых степенях, полномочиях, членстве, услугах, гонорарах, публикациях или результатах исследований.

Практикующие ППТ в своих профессиональных решениях, а также в ситуациях публичных профессиональных выступлений, опираются на актуальные научные знания и исследования в области позитивной психотерапии и других научно признанных методов психотерапии.
6.4. Продвижение личного мнения
Когда Практикующие ППТ представляют себя экспертами в области метода и выступают в поддержку религиозных, эзотерических, трансперсональных или духовных практик и верований, это следует рассматривать как личное мнение, не связанное с их профессиональной ролью. Такими мнениями следует делиться только в личных аккаунтах.
6.5. Использование образа профессионала ППТ как специалиста в рекламе других услуг
Практикующим ППТ не рекомендуется соглашаться на использование своего образа как специалиста в рекламных компаниях любых товаров и услуг, за исключением рекламы своей консультационной / психотерапевтической / тренинговой / супервизорской / исследовательской деятельности (например, использовать образ психотерапевта как специалиста в рекламе некоторых банковских услуг).
6.6. Использование места работы для поиска клиентов
Если Практикующие ППТ занимаются другой профессиональной деятельностью, помимо терапии, обучения и супервизии, они должны осознавать, как они используют свое место работы и авторитет организации для рекламы и привлечения новых клиентов и избегать двойных отношений.
6.7. Этичная реклама своих услуг
Все рекламные материалы, вся письменная и устная информация должны точно отражать характер предлагаемых услуг, а также подготовку, квалификацию и соответствующий опыт работы Практикующего ППТ с клиентом, супервизируемым, обучающимся, участником исследования или группами клиентов.

Практикующие ППТ должны воздерживаться от преувеличенных или непроверяемых заявлений об эффективности используемых методов и от рекламы, которая может создать нереалистичные ожидания.

Организаторы ППТ-тренингов должны следовать этим рекомендациям, даже если они не являются членами WAPP.
6.8. Ограничения на продвижение услуг
Практикующие ППТ не должны эксплуатировать свои отношения с нынешними или бывшими клиентами, студентами, супервизируемыми и участниками исследований, рекламируя свои услуги, обучение или другие продукты.
6.9. Использование обратной связи с клиентами
Практикующие ППТ не должны запрашивать отзывы в рекламных целях у текущих или бывших клиентов, супервизируемых, обучающихся, участников исследований или любых других лиц, которые могут переживать себя зависимыми в этих профессиональных отношениях. Обратная связь должна использоваться только для улучшения качества предлагаемых услуг.
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД WAPP
В этой главе описывается ответственность и отношение членов к своей профессиональной организации (Всемирной ассоциации позитивной и транскультуральной психотерапии).
7.1. Репутация и доверие
Практикующие ППТ должны вести себя так, чтобы поддерживать репутацию профессии и способствовать укреплению общественного доверия к Ассоциации, профессии и ее членам, в том числе и за пределами своей профессиональной деятельности.
7.2. Соблюдение законов и стандартов
Практикующие ППТ должны быть осведомлены обо всех юридических и профессиональных обязательствах страны, в которой они практикуют, страны своих клиентов и политиках WAPP, применимых к их практике, и соблюдать их.
7.3. Знакомство с руководством WAPP
Практикующие ППТ должны убедиться, что они знакомы и понимают опубликованные подзаконные акты и руководства WAPP. (например, Руководство по тренингам)
7.4. Отношение к неэтичным практикам
Практикующим ППТ важно критически относиться к собственным неэтичным действиям и неэтичным действиям других профессионалов. См. пункт 4.6
7.5. Сотрудничество в расследованиях
Практикующие ППТ должны сотрудничать с любым законным расследованием, касающимся любых аспектов их профессиональной деятельности.

Практикующие ППТ должны информировать WAPP в случае, если они:
  • обвиняются в совершении уголовного преступления;
  • осуждены за уголовные и административные правонарушения, получили условное освобождение за правонарушение или полицейское предупреждение, связанное с созданием опасности для жизни;
  • подвергаются дисциплинарному взысканию со стороны любого профессионального органа или членской организации, ответственной за регулирование или лицензирование профессии в области здравоохранения или социального ухода в стране, где они практикуют;
  • отстранены от работы или ограничены в практике работодателем или аналогичной организацией из-за опасений, связанных с их компетентностью, здоровьем или практикой психотерапии, клинической супервизии или профессиональной подготовкой.
Вся эта информация хранится в WAPP с соблюдением строжайшей конфиденциальности.
7.6. Соблюдение членства
Практикующие ППТ должны быть постоянными членами WAPP (оплачивать членство в WAPP в установленные сроки).
7.7. Участие в собраниях
Практикующие ППТ должны участвовать в заседаниях Генеральной Ассамблеи и голосовать, когда это необходимо.
8. ОБУЧЕНИЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ И ПСИХОТЕРАПИИ
Этот раздел посвящен этическим аспектам обучения и оценки работы обучающихся в образовательных программах ППТ, границам взаимодействия со студентами, особенностям конфиденциальности в обучении, образовательному самопознанию, а также недопустимости дискриминационных практик.
8.1. Ответственность Практикующих ППТ
В процессе обучения студентов практикующие ППТ несут ответственность за свои действия в рамках профессиональной подготовки и опыта, за предоставление своевременной и полной информации, связанной с процессом обучения, а также за уважительное и антидискриминационное поведение в работе со студентами.

8.1.1 Уважение к личности обручающегося
При взаимодействии с учащимися практикующие ППТ должны уважать личное достоинство, права и свободы человека, провозглашенные и гарантированные Всеобщей декларацией прав человека.
Практикующие ППТ должны относиться к студентам с равным уважением, независимо от их возраста, пола, гендерной идентичности, сексуальной ориентации, национальности, культуры, этнической принадлежности, расы, религии, языка, социально-экономического статуса и физических возможностей.

8.1.2 Информирование о процессе обучения
Практикующие ППТ знакомят студентов со стандартами обучения WAPP и предоставляют информацию о форме обучения (теория, самопознание, индивидуальная и групповая супервизия), возможных последствиях и рисках, а также мерах психологической безопасности в процессе обучения.
Практикующий ППТ должен рекомендовать участникам обращаться к веб-сайту WAPP и онлайн-информации, а в случае возникновения вопросов обращаться непосредственно в головной офис WAPP.

8.1.3 Профессиональная компетентность
Тренер и супервизор ППТ несут ответственность за поддержание уровня своей компетенции, точность и актуальность предлагаемого материала, а также этичность его подачи.
8.2. Конфиденциальность данных студентов
Личная информация, полученная практикующими ППТ от студента в ходе профессиональной деятельности, не может быть использована в интересах Практикующих ППТ или третьих лиц.

Рекомендуется подписывать информированное согласие при использовании устных, печатных, аудиовизуальных и любых других форм публикации случаев в иллюстративных, образовательных или научных целях. Практикующие ППТ информируют студентов о границах конфиденциальности, связанных с учебной группой (обмен личной информацией, размещение информации о тренинге в социальных сетях и т. д.).
8.3. Границы отношений со студентами
Практикующие ППТ признают свою ответственность за соблюдение границ профессионального взаимодействия со студентами.

8.3.1 Риски эксплуатации
Практикующие ППТ осознают свое потенциальное влияние на студентов и признают риск злоупотребления властью, избегая эмоциональной, материальной, сексуальной и других форм эксплуатации студентов.

8.3.2 Множественные отношения со студентами
Практикующие ППТ осознают дисбаланс власти и воздерживаются от множественных отношений со обучающимся (например, преподавание курса и одновременное проведение личной терапии студента, дружеские и деловые отношения со студентами), которые могут усложнить процесс обучения.

8.3.3 Типы запрещенных отношений
Сексуальные и романтические отношения с лицами, с которыми Практикующие ППТ состоят в профессиональных отношениях (терапия, исследования, преподавание, супервизия), запрещены.

8.3.4 Отношения после завершения обучения
Практикующие ППТ признают, что влияние их авторитета на обучающихся может продолжаться и после завершения обучения, и прилагают усилия, чтобы не злоупотреблять этим влиянием.
8.4. Оценка профессиональной пригодности участников образовательного професса
Практикующие ППТ осознают свою ответственность за профессиональные действия, заявления и рекомендации, вытекающие из их профессиональной роли. Любые действия, предпринимаемые практикующими ППТ в отношении обручающегося, должны соответствовать их профессиональной компетенции.

Практикующие ППТ беспристрастны и непредвзяты по отношению к обучающемуся.

Практикующие ППТ осознают, что возможные наложения смежных контекстов (например, участие в учебных группах того же тренера в других организациях) могут повлиять на их оценку студента, и принимают это во внимание.

Практикующим ППТ должны быть способны объяснить студенту свои решения и действия в доступной форме.

Практикующие ППТ следят за тем, чтобы заявления в каталогах и описаниях курсов были точными и не вводили в заблуждение, особенно в том, что касается изучаемых предметов, оснований для оценки прогресса и характера опыта, получаемого в процессе прохождения курсов.

Практикующие ППТ придерживаются принципов уважения уникальности каждого обучающегося и обязуются избегать любой дискриминации. Целью такой оценки является подготовка специалистов, способных вести безопасную практику в полном соответствии с этическими и профессиональными стандартами.

Считается неэтичным поощрять участие в учебном курсе или сертифицировать участников Базового или Мастер курса, которые не соответствуют установленным критериям, изложенным в документе «Критерии собеседования с будущими студентами ППТ». В некоторых случаях, тренеру строго рекомендуется настоять на пребывании процесс обучения и пройти курс личной терапии, прежде чем возобновить обучение.

Команда тренеров может прекратить профессиональные отношения с обучающимся, если считает, что он не подходит для того, чтобы стать консультантом или психотерапевтом, может причинить вред будущим клиентам или себе, или не соответствует этическим ожиданиям. Это означает, что тренер самопознания и супервизор могут делиться с командой тренеров ключевой информацией об участниках курса, если у них есть серьезные опасения относительно их профессиональной пригодности стать базовым консультантом или позитивным психотерапевтом.
8.5. Роль и ответственность организаторов обучения
Организатор тренинга понимает, что он представляет центр /тренера, WAPP и EAP в стране, где он рекламирует /организует курс. Организатор тренинга должен прочитать, понять и следовать стандартам обучения, этическим рекомендациям и принципам WAPP, даже если он не является членом WAPP.

Организатор тренинга осознает дисбаланс власти и воздерживается от множественных отношений с участниками курса, так это может осложнить процесс обучения.

Организаторы тренингов дают достоверную информацию о том, что такое психотерапия / консультирование в соответствии с национальными профессиональными стандартами, о квалификации, которую получают участники после тренинга (диплом, сертификат), и о признании этого на национальном и международном уровнях, а также о требованиях для поступления на базовый или мастер-курс (членство, предыдущее образование и квалификация).

Тренер и организатор, в случае возникновения конфликтов, должны разрешать их между собой в частном порядке, чтобы это не влияло на процесс обучения. Если частное урегулирование невозможно, рекомендуется обратиться за помощью к нейтральной группе профессионалов, например, к другим тренерам или психотерапевтам. Эта группа может способствовать ведению дискуссии и обсуждению вопросов между организатором тренинга и тренером в конфиденциальной обстановке.

Организаторы тренингов не подрывают отношения своих коллег с клиентами / обучающимися, делая неоправданные или необдуманные комментарии. Они комментируют работу коллег по ППТ с деликатностью в духе взаимного уважения.
WAPP рекомендует, чтобы роли организатора тренинга и главного тренера выполняли разные практикующие ППТ. Если это невозможно, так как в стране нет достаточного количества практикующих ППТ, то главные тренеры должны осознавать сложность множественных отношений.
WAPP выступает против того, чтобы какой-либо центр или практикующий ППТ монополизировал город или географическую территорию, и рекомендует сотрудничество и взаимное уважение.
8.6. Ответственность за профессию
Практикующие ППТ должны участвовать в мероприятиях по непрерывному профессиональному развитию в соответствии с руководящими принципами WAPP (см. руководство по CPD).
9. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛИНИЧЕСКОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СУПЕРВИЗИИ
Этот раздел рассматривает отношения между супервизором и супервизируемым, принимая во внимание риски эксплуатации, обязанности супервизора, а также документацию и обучение, необходимые для проведения супервизии. Подчеркивается необходимость соблюдения базовых этических принципов в работе с супервизором.
9.1. Компетентность супервизора
Супервизор должен иметь соответствующую теоретическую и практическую подготовку, знать основные модели супервизии и этапы развития консультанта. Супервизор должен постоянно повышать свою квалификацию, участвуя в обучающих программах, повышая уровень своей компетентности.
9.2. Конфиденциальность
Супервизор уважает конфиденциальность в работе с супервизируемым, включая осознание ограничений и рисков онлайн-супервизии. В некоторых случаях конфиденциальность может быть нарушена (подробности см. в разделе 5.6).
9.3. Благополучие клиента
Супервизор осознает, что он является частью триады терапевт-клиент-супервизор, и понимает свою ответственность за действия супервизируемого в соответствии с национальным законодательством. Супервизор несет ответственность за то, чтобы работа супервизируемого соответствовала национальным профессиональным и этическим стандартам. Это особенно важно в странах, где клинический супервизор несет полную юридическую ответственность за лечение. В таких случаях супервизор должен иметь возможность полностью полагаться на информацию и выводы, которыми делится супервизируемый (см. пункт 9.7).
9.4. Супервизионные отношения
Супервизор должен приложить все усилия для поддержания профессиональных отношений с супервизируемым, четко обозначив границы этих отношений.

В случаях, когда отношения между супервизором и супервизируемым меняются, супервизор обязан следить за тем, чтобы эти перемены не навредили супервизируемому и не привели к его эксплуатации. Супервизор также обязан сохранять объективность в оценке супервизируемого и, если есть риск, что объективность может быть нарушена, приложить все усилия, чтобы прояснить границы отношений.

Супервизор должен помнить, что супервизируемый зависит от него, и что это ответственность супервизора выстраивать психологические и физические границы в их отношениях.

Супервизор не должен оскорблять, проявлять агрессию или унижать супервизируемого, как в частном порядке, так и публично, посредством негативных оценок.

9.4.1 Запрещенные отношения
Сексуальные и романтические отношения между супервизором и супервизируемым в период супервизии запрещены, как физически, так и виртуально (например, романтические электронные письма и сексуальное общение в сети).
Профессионалузапрещено быть супервизором для специалистов, в отношении которых он не может быть объективным.

9.4.2 Запрет супервизору на проведение терапии супервизируемого
Супервизору запрещается предоставлять психотерапевтическую помощь супервизируемому. Если супервизируемый нуждается в психотерапии, супервизор рекомендует обратиться к другому специалисту.
9.5. Информированное согласие на супервизию
Супервизор предоставляет супервизируемому информированное согласие, в котором описываются его квалификация, методы работы, преимущества и риски супервизии, а также ограничения конфиденциальности. Согласие должно также включать описание вида супервизии (очная, онлайн, индивидуальная, групповая) и цели супервизии (клиническая, аккредитация ECP, образовательная).

9.5.1 Прекращение супервизинных отношений
Если супервизор и супервизируемый считают необходимым прекратить отношения раньше сроков, обговоренных в начале работы, они обсуждают возникшие разногласия, и супервизор может направить супервизируемого к другим потенциальных супервизорам, порекомендовав их контакты. В странах, где по закону супервизор несет юридическую ответственность за лечение клиента, супервизор может прекратить супервизию, если супервизируемый не следует его рекомендациям и тем самым подвергает клиента опасности. В таких случаях супервизор должен сообщить о прекращении супервизии в соответствующие учреждения (клинику, центр, национальные профессиональные ассоциации, WAPP и т. д.), которые примут меры в соответствии с внутренними регуляциями.
9.6. Оценка профессиональной пригодности супервизируемого
Супервизор объективно оценивает профессиональную пригодность супервизируемого и старается найти баланс между поддержкой сильных сторон и помощью в преодолении ограничений, используя пятиступенчатую стратегию ППТ. Супервизор должен помочь супервизируемому определить свои профессиональные ограничения и помочь ему работать с учетом этих ограничений.

В некоторых случаях супервизируемый может попросить рекомендательные письма от своего супервизора.

Супервизор должен дать честное мнение о профессиональных способностях супервизируемого.

Супервизор имеет право информировать профессиональные организации, членом которых является супервизируемый, о любых нарушениях этических и профессиональных норм.

Супервизор отвечает за документирование каждого сеанса супервизии.
9.7. Обязанности и права супервизируемых
Обучающиеся по программам подготовки консультантов и психотерапевтов ППТ (далее «Обучающийся ППТ»), оказывают услуги по консультированию и психотерапии только при наличии регулярной супервизии. Рекомендуемая частота обращения студента за супервизией составляет в среднем не менее 1 часа супервизии на 4 сессии работы с клиентами.

Обучающийся ППТ выбирает супервизора, исходя из своих финансовых возможностей и стандартов обучения WAPP. В некоторых случаях студенту может быть назначен супервизор в рамках программы обучения.

Супервизируемый, также как и супервизор, имеет право прекратить рабочие отношения в случае неразрешимых разногласий.

Обучающийся ППТ должен информировать клиентов о том, что информация о нем будет обсуждаться с супервизором.

Обучающийся ППТ должен получить разрешение от клиентов на обсуждение информации о них с супервизором в индивидуальном и/или групповом формате.

Супервизируемый берет на себя ответственность за объем и достоверность информации о своем случае. В случае чрезвычайной ситуации (например, суицидального поведения) супервизор и супервизируемый должны договориться, желательно в письменно, до начала супервизии о том, какова будет процедура в таких случаях и как можно связываться с супервизором, чтобы его проинформировать(пожалуйста, ознакомьтесь с национальным законодательством о конкретных процедурах).
9.8. Ответственность за профессию
Супервизор ППТ должен участвовать в мероприятиях по непрерывному профессиональному развитию в соответствии с руководящими принципами WAPP (см. руководство по CPD).
10. ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ
Этот раздел рассматривает практики публикаций и исследований в области психологии, психотерапии, психологического консультирования, супервизии и обучения.
10.1. Ответственность исследователя ППТ перед респондентами
Исследователь ППТ несет ответственность перед респондентами за предоставление полной информации об исследовании, предотвращение возможного вреда в процессе и результатах исследования, а также проведение исследований на высоком уровне качества, следуя международным и национальным научным стандартам и соответствуя законодательству соответствующей страны.

Исследователь ППТ не должен искажать или скрывать информацию от респондента до или во время исследования, если только это не оправдано значительными научными, образовательными или прикладными целями и при условии, что участникам не будет причинен вред.

Исследователь ППТ объясняет, как можно скорее, после сбора данных, любое сокрытие или искажение исследовательской информации, если оно является неотъемлемой частью проведения исследования.
10.2. Информированное согласие при публикации и проведении исследования
Перед проведением исследования Исследователь ППТ обязан получить от респондентов письменное подтверждение их согласия на сбор и обработку соответствующей информации, а также возможность обнародования результатов исследования в научных и иных изданиях на основе полученной информации.

В случае участия в исследовании совершеннолетних лиц информированное согласие подписывается ими самостоятельно. За несовершеннолетних подписывают родители или их уполномоченные представители.
Уязвимым группам, в том числе тем, кто может не обладать полной способностью давать независимое согласие (например, лицам с определенными видами инвалидности), могут потребоваться дополнительные формы согласия от законно уполномоченных представителей или опекунов.

Процедуры получения согласия должны быть адаптированы для обеспечения понимания и добровольного участия, например, упрощенные объяснения и дополнительная поддержка при необходимости. Если письменное согласие нецелесообразно или культурно неприемлемо, например, при устном согласии несовершеннолетних, способных понять суть исследования, следует использовать форму согласия от доверенного лица. Процедуры устного согласия должны быть четко задокументированы и, по возможности, засвидетельствованы для обеспечения прозрачности и соблюдения этических стандартов.

Информированное согласие может не требоваться для полностью анонимных анкет или архивных исследований, когда раскрытие ответов не грозит участникам уголовной или гражданской ответственностью и/или не вредит их финансовому положению, возможностям трудоустройства или репутации, а конфиденциальность защищена.
Информированное согласие должно быть получено и сохранено в соответствии со всеми применимыми национальными законами и правилами, регулирующими защиту и хранение данных.

Участники имеют право выйти из исследования в любое время без негативных последствий. Кроме того, участникам предлагается задавать вопросы в любой момент исследования, чтобы прояснить любые сомнения, которые могут у них возникнуть.
10.3. Конфиденциальность данных респондента
Все данные респондентов, полученные в ходе исследования, являются строго конфиденциальными и могут быть использованы только в целях и на условиях, указанных в информированном согласии.

Исследователь ППТ, получивший конфиденциальную информацию, обязан создать условия для ее полной защиты и сохранности, предотвратить ее разглашение, а также защитить конфиденциальность от утечки данных и доступа к ним третьих лиц. Кроме того, конфиденциальная информация не должна передаваться по незащищенным каналам или храниться на общедоступных компьютерах. Исследователь должен соблюдать все применимые национальные законы и правила, касающиеся конфиденциальности и защиты данных респондентов
10.4. Участие студентов и коллег в исследованиях
При привлечении респондентов, находящихся в подчиненном положении по отношению Исследователю ППТ (студенты той же или смежных программ, их сотрудники или подчиненные), исследователь ППТ осознает вероятное неравное распределение власти (невозможность отказа) и предпринимает меры по защите потенциальных участников от негативных последствий отказа от участия - в частности, это не должно повлиять на оценку достижений студентов, карьеру сотрудников и т.д.

Если участие в исследовании является обязательным требованием курса или возможностью заработать дополнительный кредит (кредитные часы), потенциальному участнику должно быть позволено выбрать справедливую альтернативную деятельность.
10.5. Участие клиентов в исследованиях
Исследователи ППТ не должны проводить исследования с участием своих клиентов таким образом, который может подвергнуть их риску эксплуатации или невозможности отказаться от участия. Исследования должны проводиться в соответствии с этическими стандартами.
10.6. Обязательства перед респондентами после завершения сбора данных
Исследователь ППТ должен предоставить участникам возможность быть информированными о характере, результатах и выводах исследования и предпринять разумные шаги для исправления любых заблуждений, которые могут возникнуть у участников.

Если научные или гуманистические ценности оправдывают удержание этой информации, исследователь ППТ обязан минимизировать риск причинения вреда.

Если исследователь ППТ узнает, что исследовательские процедуры причинили вред участнику, он обязан принять меры для минимизации этого вреда.
10.7. Сообщение о результатах исследования
Форма и сроки сообщения результатов исследования участникам оговариваются в информированном согласии. Результаты будут представлены участникам на языке, который они могут понять и однозначно интерпретировать.
10.8. Публикации в научных журналах и других изданиях
При публикации результатов исследований в научных журналах и других изданиях исследователь ППТ несет ответственность за их актуальность, научную новизну, объективность и достоверность выводов. Исследователь ППТ не должен фальсифицировать данные.

Если исследователь ППТ обнаруживает существенные ошибки в опубликованных им данных, он принимает меры для их исправления. Исследователи ППТ берут на себя ответственность за выбор тем своих исследований и методов, используемых при проведении исследований, анализе и составлении отчетов. Они планируют свои исследования таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность того, что их результаты могут ввести в заблуждение. Они тщательно обсуждают ограничения своих данных, особенно если их работа затрагивает социальную политику или может быть истолкована в ущерб лицам определенных возрастных, половых, этнических, социально-экономических или других социальных групп.
10.9. Плагиат и самоплагиат
Исследователь ППТ не занимается плагиатом или самоплагиатом (частичным или полным использованием ранее опубликованных работ своих или чужих).

Исследователь ППТ не переиздает ранее опубликованные данные, если они не сопровождаются новым анализом, или он/она четко указывает это в новой публикации.
10.10. Оценка вклада исследователя ППТ в совместную работу
Исследователь ППТ честно указывает часть проделанной им работы. Исследователь ППТ точно отражает вклад тех, кто участвовал в исследованиях или работе, независимо от их статуса. Незначительный вклад в исследования или публикации признается соответствующим образом, например, в сносках, благодарностях или во введении.
10.11. Взаимодействие с другими исследователями
После публикации результатов исследований исследователь ППТ не уничтожает данные, на основе которых были сделаны выводы, и предпринимает возможные шаги для предоставления другим специалистам возможности проверить результаты путем повторного анализа. Это может быть сделано при условии защиты конфиденциальности участников.

Исследователи ППТ, запрашивающие данные у других специалистов, могут использовать предоставленные данные только для заявленной цели повторения исследования. Исследователи ППТ имеют право запросить письменное согласие других специалистов на любое другое использование данных.
10.12. Использование ИИ в научных исследованиях
Использование ИИ в научных исследованиях должно соответствовать самым высоким этическим стандартам. Исследователи ППТ обязаны обеспечить прозрачность, справедливость и подотчетность при разработке и внедрении систем ИИ. ИИ должен использоваться для дополнения, а не замены человеческих суждений, и любые решения, принятые на основе моделей ИИ, должны быть предметом человеческого анализа. Все данные, обрабатываемые с помощью ИИ, должны быть анонимизированы для защиты конфиденциальности, а использование ИИ должно соответствовать законодательству страны, в которой проводятся исследования.

ППТ исследователи, использующие ИИ в научных исследованиях, несут полную ответственность за этичное и надлежащее использование этих технологий. Они отвечают за то, чтобы системы ИИ были точными, надежными и свободными от предвзятости. Исследователи ППТ должны принимать разумные меры для предотвращения любого вреда, который может возникнуть в результате неправильного использования или сбоев в работе систем ИИ, включая непредвиденные результаты или предвзятость при анализе данных. В случаях, когда ИИ приводит к ошибкам, нарушению конфиденциальности или другим этическим нарушениям, исследователь будет нести ответственность и сталкиваться с соответствующими юридическими и профессиональными последствиями.
11. ЭТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ
Этот раздел посвящен формированию, работе и решениям Этического комитета WAPP.
11.1. Полномочия Этического комитета WAPP
Цель Этического комитета — поддерживать каждого члена профессионального сообщества. Непосредственной функцией членов Комитета по этике является рассмотрение случаев в рамках сообщества, представленных коллегами, клиентами, Исполнительным советом WAPP, другими учреждениями или организаторами обучения.

Члены Комитета по этике знают о пределах своих полномочий и воздерживаются от независимых оценок своих коллег. Решения Комитета по этике носят рекомендательный характер, являются строго конфиденциальными и недискриминационными, они должны быть обоснованы и изложены четко и всесторонне.
11.2. Избрание Этического комитета WAPP
11.2.1 Основания для формирования Этического комитета
Этический комитет формируется в соответствии с ценностями WAPP. Члены Этического комитета предлагаются Исполнительным советом и избираются Генеральной ассамблеей.
Требования к членам Этического комитета:
  • Не являться действующими членами Исполнительного совета WAPP;
  • Быть действующими полноправными членами WAPP как позитивные психотерапевты;
Разнообразие WAPP должно быть отражено в составе Комитета по этике (возраст, национальность, пол и т.д.).

Этический комитет состоит из 25 членов, из которых случайным образом выбирается подгруппа из 5 членов для формирования Этической комиссии, ответственной за активное рассмотрение конкретного случая.
Благодаря разнообразию 25 членов, Комитет по этике объединяет широкий спектр транскультурального опыта, что способствует выработке благоприятной и конструктивной точки зрения. Мы уделяем первостепенное внимание предотвращению конфликта интересов и предвзятости, а также равномерному распределению рабочей нагрузки между членами, например, позволяя нескольким комиссиям по этике одновременно рассматривать отдельные дела.
В особых случаях, когда требуется экспертиза из других профессиональных областей, Исполнительный совет может без одобрения Генеральной Ассамблеи приглашать специалистов вне WAPP из разных профессий для поддержки работы Комиссии по этике (юристы, терапевты других подходов, врачи, исследователи и т.д.).

11.2.2 Конфликт интересов
При рассмотрении дел коллег, имеющих множественные отношения с участниками дела, в Этической комиссии должны участвовать 5 членов, не имеющих конфликта интересов.
11.3. Официальное разрешение ситуации
Если неформальное разрешение конфликта невозможно или безуспешно, практикующие ППТ должны обратиться в национальный комитет по этике национального профессионального общества, к которому принадлежит коллега, нарушивший этические принципы. Отказ последнего сотрудничать с национальным этическим комитетом или организацией сам по себе является нарушением этики. В то же время Практикующие ППТ информируют о случившемся головной офис WAPP (помощник комитета по этике). См. пункт 4.6.

Если жалоба не была рассмотрена на национальном уровне, необходимо предоставить четкое объяснение для прямого обращения в WAPP. Если причина не является обоснованной, то жалоба будет направлена в национальную организацию.
Обращения в комитет по этике должны быть подкреплены фактами и не могут быть анонимными.

Обращения в Комитет по этике не должны служить основанием для дискриминации коллег, как тех, на кого подана жалоба, так и тех, от кого она поступила. Каждое обращение должно быть рассмотрено.
11.4. Обработка жалоб: от подачи до разрешения
Жалоба направляется в Головной офис WAPP, который затем передает её ассистенту Этического комитета. Ассистент уведомляет обе стороны, собирает всю необходимую информацию и случайным образом выбирает 5 членов Этического комитета для формирования Этической комиссии, ответственной за рассмотрение случая.

Комиссия проводит заседания (очно, онлайн или в гибридном формате), принимает решение и сообщает его ассистенту Этического комитета, который информирует Исполнительный совет WAPPо жалобе и предложенном решении. Исполнительный совет принимает окончательное решение, и обе стороны — как заявитель, так и объект жалобы — уведомляются соответствующим образом.
Содержание Этического кодекса
1.1 Пределы компетенции
1.2 Информированное согласие
1.3 Записи и документация
1.4 Конфиденциальность
1.5 В экстренных случаях и при суицидальных угрозах
1.6. Профессиональное страхование
2.1 Использование оценочных техник
2.2 Ответственность при использовании тестов
2.3 Отчетность о результатах оценки
2.4 Актуальность результатов оценки
2.5 Предотвращение неправильного использования оценочных техник
3.1 Установление и поддержание границ в терапевтических отношениях
3.2 Условия для изменения границ в терапевтических отношениях
3.3 Эксплуатация клиента - границы в отношениях с клиентами
3.4 Множественные отношения
3.5 Запрещенные типы отношений с клиентом
3.6 Оплата за терапию
3.7 Завершение терапии
4.1 Границы компетенции с коллегами
4.2 Параллельная работа с другим специалистом в области психического здоровья
4.3 Ответственность за специалистов, вовлеченных в терапию
4.4 Эксплуатация отношений с коллегами
4.5 Консультирование коллег
4.6 Сообщение о нарушениях этики
4.7 Профилактика буллинга
5.1 Электронное консультирование (психотерапия онлайн)
5.2 Эффективность услуг
5.3 Признание ограничений
5.4 Информирование о доступных приложениях
5.5 Информированное согласие при онлайн-консультировании
5.6 Идентификация клиентов в виртуальном пространстве
5.7 Права клиентов
5.8 Электронные ссылки
6.1 Поведение в социальных сетях
6.2 «Друзья» в социальных сетях
6.3 Профессиональная ответственность за публичные заявления
6.4 Продвижение личного мнения
6.5. Использование образа профессионала ППТ как специалиста в рекламе других товаров и услуг
6.6 Использование места работы для поиска клиентов
6.7 Этичная реклама своих услуг
6.8 Ограничения на продвижение услуг
6.9 Использование обратной связи с клиентами
7.1 Репутация и доверие
7.2 Соблюдение законов и стандартов
7.3 Знакомство с руководством WAPP
7.4 Отношение к неэтичным практикам
7.5 Сотрудничество в расследованиях
7.6 Соблюдение членства
7.7 Участие в собраниях
8.1 Ответственность Практикующих ППТ
8.2 Конфиденциальность данных студентов ППТ
8.3 Границы отношений со студентами
8.4 Оценка профессиональной пригодности участников образовательного процесса
8.5 Роль и ответственность организаторов обучения (стандарты обучения)
8.6 Ответственность за профессию
9.1 Компетентность супервизора (обучение, сертификация)
9.2 Конфиденциальность
9.3 Благополучие клиента
9.4 Супервизионные отношения
9.5 Информированное согласие на супервизию
9.6 Оценка профессиональной пригодности супервизируемого
9.7 Обязанности и права супервизируемых
9.8 Ответственность за профессию
10.1 Ответственность исследователя ППТ перед респондентами
10.2 Информированное согласие при публикации и проведении исследований
10.3 Конфиденциальность данных респондента
10.4 Участие студентов и коллег в исследованиях
10.5 Участие клиентов в исследованиях
10.6 Обязательства перед респондентами после завершения сбора данных
10.7 Сообщение о результатах исследования
10.8 Публикации в научных журналах и других изданиях
10.9 Плагиат и самоплагиат
10.10 Оценка вклада исследователя ППТ в ходе совместной работы
10.11 Взаимодействие с другими исследователями
10.12 Использование ИИ в научных исследованиях
11.1 Полномочия Этического комитета WAPP
11.2 Избрание Этического комитета WAPP
11.3 Официальное разрешение ситуации
11.4 Обработка жалоб: от подачи до разрешения