О методе PPT

Позитивная транскультуральная психотерапия (ППТ, Positive and Transcultural Psychotherapy, PPT) — психотерапевтический метод, разработанный психиатром и психотерапевтом Носсратом Пезешкианом и соавторами в Германии начиная с 1968 года.
Метод создан на стыке гуманистической и психодинамической психотерапии. До 1977 года он назывался «Дифференциальным анализом». После публикации Носсратом Пезешкианом книги «Позитивная психотерапия» был переименован.

Термин «позитивный» происходит от оригинального латинского выражения «positum or positivus», которое означает «действительный», «настоящий», «данный», «естественный», «такой, какой есть». «Позитивный» означает свободное от суждений описание наблюдаемого явления.

ППТ - клиенто-ориентированный, конфликто-центрированный, ресурсо-ориентированный, культурно-сензитивный метод краткосрочной терапии (от 25 встреч) и психологического консультирования (5-10 встреч).
Основной задачей позитивной психотерапии и ее практиков является помощь пациентам и клиентам в осознании и развитии их способностей, сильных сторон, ресурсов и потенциалов. Этот подход сочетает в себе элементы различных направлений психотерапии, в том числе:
  • гуманистический подход к природе человека и терапевтическому альянсу,
  • психодинамическое понимание психических и психосоматических расстройств,
  • системный подход, учитывающий особенности семьи, культуры, работы и окружения, а также практическую самопомощь и
  • ориентированный на достижение цели пятишаговый терапевтический процесс, интегрирующий техники из различных терапевтических методов.
3 основные принципа
Тремя основными принципами или столпами позитивной психотерапии являются:
  • Принцип надежды
    Принцип надежды предполагает, что терапевты стремятся помочь пациентам понять и воспринять смысл и цель, стоящие за их расстройством или конфликтом.
  • Принцип баланса
    Принцип баланса признает, что, несмотря на социальные и культурные различия, все люди склонны полагаться на общие механизмы преодоления при решении своих проблем.

    Эта модель выделяет четыре фундаментальных аспекта жизни:
    • Тело/Здоровье - физический уровень.
    • Деятельность/Достижения - уровень социального взаимодействия.
    • Контакты/отношения - межличностный уровень.
    • Смыслы/фантазии - уровень духовный.
  • Принцип консультирования
    Принцип консультирования вводит понятие пяти этапов терапии и самопомощи, которые тесно переплетаются в позитивной психотерапии.

    1. Наблюдение и дистанцирование. Стадия включает в себя восприятие и выражение желаний и проблем при сохранении определенного уровня эмоциональной отстраненности.
    2. Инвентаризация. Когнитивные способности включаются в работу, когда клиент размышляет о значимых жизненных событиях, произошедших за последние 5-10 лет.
    3. Ситуативное одобрение. Основное внимание уделяется самопомощи и активизации внутренних ресурсов.
    4. Вербализация. Усиливается коммуникативный потенциал клиента, позволяющий ему формулировать и выражать нерешенные конфликты и проблемы, связанные с четырьмя измерениями жизни.
    5. Расширение целей. Формирование перспективной жизненной ориентации после разрешения проблем.
Термин «транскультуральный» в ППТ отсылает нас к пониманию, что все мы во многом схожи, но так же и различаемся. Сходства помогают нам объединятся, а различия нередко ссорят друг с другом. Почва культуральных различий — источник конфликтов. Идея транскультуральности — найти точки соприкосновения и разрешать конфликты «между культурами»: между разными личными и семейными концепциями, поколениями, представителями разных наций.

Согласно Пезешкиану, каждый человек обладает двумя основными способностями: любить и познавать.
  • Способность любить выражена в первичных способностях / эмоциональных потребностях.
  • Способность познавать развивается посредством вторичных способностей, социальных норм и ценностей.

Позитивная психотерапия делает акцент на мобилизации существующих возможностей и потенциала для самопомощи, а не на устранении имеющихся нарушений.

Симптомы и расстройства рассматриваются как реакции на конфликты, а терапия называется «позитивной», поскольку признает целостность вовлеченных в неё людей, включая как патогенез болезни, так и салютогенез радости, потенциала, ресурсов и возможностей.
Made on
Tilda